Происхождение напитка


Происхождение напитка

С тех пор, как человечество познало культуру земледелия, виноградная лоза и ее дары ассоциируются с праздниками, религиозными церемониалами и пищей. Находки археологов свидетельствуют, что виноград был одной из первичных культур племени неолитов в Месопотамии: наравне с ячменем, финиками и фигами виноград и вино служили основными продуктами питания фермеров того времени. В первых шумерских поселениях делали вино в 5400-5000 годах к н.э.

Существует много свидетельств потому, что брожение сусла было известно давно, а потребление вина входило в культуру человечества, по крайней мере, не менее 7 тыс. лет тому. Археологи и антропологи едины в том, что вино открыли даже значительно раньше, а потому вино и наша цивилизация приблизительно одного возраста.

Хотя точный возраст и место происхождения вина неизвестные, из древних времен существуют многочисленные вспоминания о вине в творчестве литераторов художников, ученых и политических Деятелей. Исторически известно, что вино использовали в медицине, праздничных церемониалах, религиозных грядах, общественных мероприятиях.

Довольно интересно и другое — многие связанные с вином аспекты, сохранились из античных времен и поныне уже наши современники продолжают эти древние и знаменитые традиции.

Из времен ранней цивилизации дикий виноград вырастал в Средиземноморье, на Ближнем Востоке и в Западной Азии. Виноградные семена были найдены в доисторических пещерах. Ученые указывают на эволюцию виноградарства от древнего охотника к первому земледельцу. Безусловно, мы не знаем, когда человек впервые открыл способ производства вина. По теории археологов, под весом собранных гроздей выделился сок, который забродил в условиях высокой температуры воздуха и влияния диких дрожжей. К нам дошло мало сведений о роли вина у самаритянинов, что связано с отсутствием в них письменности.

Вместе с тем мы имеем многочисленные свидетельства феномена вина в египетской культуре. На отлично сохраненных фресках в египетских пирамидах и погребениях изображенные фараоны, жрецы и государственные деятели в обрамлении виноградных лоз и сосудов с вином во время церемоний богослужения и погребений. Известно, что у египтян главным источником вина было виноград, хотя они также делали его из соков пальмового дерева, фиников и граната.

Для производства вина египтяне давили виноград босыми ногами или выжимали в мешках до выделению сока, сбраживали его в амфорах, которые считались отличными сосудами для хранения вина. Во время брожения в отверстия сосудов вставляли камышовые шпунты для выделения углекислого газа, а после брожения сосуда закрывали глиняными затычками (первые пробки в мире), опечатывали, наносили дату урожая и некоторые специфические данные.

В древнем Египте вино очень высоко ценилось, его могли пить только богатые люди и верховные жрецы во время застолья, которое входило в ритуал богослужения. Вина также считались ценными предметом торговли. Египетская цивилизация, вероятно, была первой, что использовала вино в религиозных церемониалах и экономической деятельности, но благодаря грекам виноградарство распространилось по Западной Европе вплоть до Франции.

В Греции вино было известно из античных времен. Греки обычно перед потреблением разводили вино водой. Эта практика разрешала им увеличить объем вина, которое считалось одним из дорогих продуктов, помогала избегнуть опьянения, особенно во время длинных послеобеденных дебатов, которые были неотъемлемым атрибутом греческой культуры взаимоотношений. Бесспорный факт, что греки считались воздержанными любителями вина, предпочитая пьянству товарищескую и социальную атмосферу общения во время застолья, так как четко сознавали опасность чрезмерного потребления горячительных напитков.

Римляне переняли много традиций греков, в том числе и возможность получать удовольствие от вина. В римской культуре вино стало традицией повседневной пищи, религиозной церемонии и роскошных банкетов. Греки культивировали виноградники на итальянском полуострове задолго до расцвету Рима, основав порты для торговли винами и другими товарами в Средиземноморье. Римляне расширили виноградники в своих провинциях и домашних условиях пребывания. Они заложили виноград во Франции (Бордо), в Германии, Испании и даже в туманной Великобритании (самая западная граница их владений). Приблизительно именно римляне вместе с галлами создали деревянную бочку для облегчения торговли и транспортировка вина на дальние расстояния. Расширение территории Римской империи и одновременное повышение площадей под виноградом оказывали содействие доступности вин для многих пластов общества, хотя лучшие вина, несомненно, были долей только богатых людей.

Вино издавна ассоциируется с духовным миром. Античная культура чаще всего согласовывала вино с общностью религиозных вероучений и праздником бытия. Волшебство удовлетворения и значимость вина многократно упоминается в религиозных книгах, в том числе в Библии и Коране.

Египтяне использовали вино как дань богам и беглой из жизни, ассоциируя вино с Озирисом — богом жизни покойных. Богатые египтяне укладывали в гробнице ценности и лучшие вина для загробной жизни. Греки и римляне чтили бога вина Бахуса, образ которого можно найти в их гробницах. Они считали, что, выпивая вино, они пьют его кровь и общаются с Бог, который с вином материализуется в их теле.

justify;">Совсем не тяжело уравнять эту интерпретацию с другими религиями, в том числе и из христианской, при которой вино, потребляемое во время причастия, ассоциируется с кровью Христоса.

«Вино увлажняет и смягчает святой дух, убаюкивает сознание… Если мы пьем умеренно и небольшими глотками, вино дистиллируется нашими легкими в подобие сладкой утренней росы.   Тогда вино не насилует наше воображение и приглашает нас к приятному веселью». Сократ, 470-399 года к н.э.

Старый Завет ставит Ною в заслугу спасение винограда во времена Большого Потопа. После того, как Ноев ковчег причалил к Арарату, Ной немедленно высадил виноград и со временем стал готовить вино.

Издавна вино — неотъемлемый атрибут ранних христианских церемоний. «Первым чудом Христоса» было преобразование вина в воду на свадьбе. Вино упоминается и в «Последнем ужине» Старого завета. Важную роль продолжает оно играть и в христианских ритуалах, особенно в церковных причастиях.

В средние столетия после падения Рима католическая церковь старалась сохранить традиционные ремесла, в том числе и умение изготовлять вино. Почти 1000 лет тому в Европе виноград культивировали монахи. Дом Периньон, наиболее известный винодел тех времен, открыл процесс вторичного брожения, следствием чего стало появление шампанского в Шампани.

В меру проникновения христианства в Новый Свет вино еще больше стало ассоциироваться с религиозными церемониями и привлечением в веру. Исторически доказано, что первые калифорнийские вина приготовили иезуиты в XVIII столетии, а продолжили эту традицию францисканские монахи.

Общеизвестно, что в дополнение к религиозным ритуалам вино всегда считалось источником питания и влаги. Представители ранних цивилизаций, которые страдают от скудности продуктов, вероятно, относились к вину и как к источнику энергии. Еще из древних времен люди прекрасно сознавали удовлетворение, получаемое при потреблении вина и его соединении с пищей, но нужны были тысячелетие для выяснения состава вин и их влияния на здоровье человека. В те далекие времена было мало питьевых источников, а вино и алкоголь считались больше безопасными, чем вода. В меру возникновения поселков и мост, с развитием сельского хозяйства и жизнедеятельностью населения пищевые продукты и вода все больше загрязнялись, а разведение воды вином очищало загрязненную жидкость. Антисептические особенности спирта, естественная кислотность вина предохраняли от бактерий, поэтому неслучайно вино или нарекли живой водой (aqua vitae).

В древнем Египте, Греции и Риме врачи знали об антибактериальных свойствах вин и с успехом использовали их при стерилизации ран как диуретик и слабый транквилизатор. Гиппократ применял вино буквально во всех своих приписанностях. О лечебных свойствах вин упоминается в Старом завете христианской библии. Историк Г. Беттинсон в трактате о древней медицине пишет: «Арабские, иудейские и христианские врачи в лечении придерживались традиций, изложенных в работах греческих и римских классиков. Согласно ним, земная медицина покоится на трех основах: диета, лекарство и хирургия. Вино является частью всех трех».

В Европе и Новом Свете монахи и другие священнослужители использовали вино для лечения многих болезней, включая сердечные заболевания. Культурный и исторический облик вина был предметом тысячелетнего внимания художников, ремесленников, драматургов, поэтов и других творцов искусства. В античной Греции был создан культ Бог вина. К сожалению, его почитатели чаще всего страдали чрезмерным потреблением алкогольных напитков, однако их духовное поклонение божеству с танцами и музыкантом послужило основой создания и величия греческой драмы: воскрешенная в следующие века греческая драма повлияла на театральное искусство во всем мире. Несомненный факт — первый театр в центре Афин был построен для фестиваля в честь Бог вина.

Глиняные сосуды стали популярными полотнами мастеров Греции, Рима, Египта и других античных культур. До сих пор археологи находят в раскопках сосуды, мозаику и настенные росписи, где изображенны банкеты, обряды и симпозиумы, сопровождаемые вином. С приходом эпохи итальянского Ренесанса возродился интерес к классической культуре, а образ вина вдохновил творчество таких больших мастеров как Микельанджело, Караваджо и Веласкес. Обрамленный виноградными лозами и гроздями Бог вина изображена на многих картинах художников в сценах плодородия, праздника, изменениях пор года, а на причудливых гобеленах Ренесанса даже присутствуют элементы приготовления вина, сбора винограда и раздавливание ягод танцующими людьми.

Из древних времен в литературе воспетые особенности и привлекательности вина. Так, в «Одиссее» Гомера нельзя не обратить внимания на описание красоты моря и часто повторяемое сравнение его с цветом вина. В поэзии и рассказах больших итальянских поетов Вергилия и Данте многократно упоминается лирический вид вина. Признанный математик, астроном и физик Г. Галилей дал прекрасное поэтическое понятие вина: «Вино это луч солнца, удерживаемый воедино водой».

Чаще всего свои мысли о вине излагали знаменитые прозаики. Так, Э. Хемингуэй провозгласил вино «наиболее цивилизованным продуктом в мире, наиболее натуральным продуктом в мире, доведенным к совершенству». Английский реформист и автор «Машины времени» Г. Уэльс с красивым знанием предмета спора один раз изрек: «Вы, американцы, имеете наиболее прекрасные вина, но Вы этого не понимаете».


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезды (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...
Происхождение напитка

2 Responses to Происхождение напитка

  1. Алексей says:

    Эта статья подтверждает то, что вино является древнейшим спутник человека, за исключением, конечно воды.Вину поклонялись, у него был свой Бог. Ему посвящали поэмы.

  2. Светлана says:

    Не только древние египтяне давили виноград босыми ногами )) Это повсеместно распространенная практика, хоть в Италии, хоть на юге России.